Как мы знаем, требования ФГОС к результатам обучения сформулированы уже не в виде знаний, умений и навыков, а в виде личностных, метапредметных и предметных результатов и указывают на реальные виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть.
Иными словами отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью всестороннее развитие личности учащегося. Ну а что, как не личностно-ориентированные технологии успешнее всего решают эти задачи?
В своей работе я использую элементы личностно-ориентированной технологии Владимира Васильевича Шогана. Методы и приемы этой технологии я частично изменила, переработала и дополнила в процессе своей работы. Хочу представить вашему вниманию типологию уроков по данной технологии, а также познакомить с некоторыми методами и приемами работы.
Главные особенности этой технологии заключаются следующем:
- Учитель создает лишь условия для развития личности, большая часть времени на всех этапах урока отводится самостоятельной деятельности обучающихся.
- Главный принцип – изучение прошлого с опорой на личностный опыт детей.
- Постижение смыслов, сущности исторических понятий, явлений, событий достигается путем использования ассоциативно-символических образов.
Типология уроков по этой технология - следующая:
- урок-образ,
- уроки логического мышления;
- урок-настроения;
- уроки самостоятельного действия;
- урок актуализации и рефлексии;
- урок развивающего контроля.
Предполагается, что в рамках изучения каждой темы проводится вся совокупность уроков вышеперечисленных типов.
Урок-образ – это первый урок каждой новой темы. На таком уроке осуществляется опора на личностный опыт школьника, который соотносится с предметным содержанием всей темы. Такой урок создает условия для возникновения у обучающихся опережающих, символических, рациональных, смысловых и событийных представлений о теме в целом. Например, представления о Древнем Риме, об эпохе феодальной раздробленности на Руси, об эпохе Петра I и т.д.
Большая часть уроков в каждой изучаемой теме – это уроки логического мышления, которые каждому из нас могут напомнить популярный комбинированный урок. Безусловно, внешняя похожесть здесь присутствует, однако урок имеет качественные отличия. В комбинированном уроке сознание ребенка не нужно было пробуждать: считалось что ребенок сам обязан его подготовить. Проверка знаний является действительно таковой и не предполагает воображения, эвристических ситуаций и, тем более, творческих монологов. Необходимо было знать и воспроизводить, так же как и новое знание репродуктивно отразить, запомнить и закрепить. Урок логического мышления имеет такую структуру, которая своими компонентами создает условия для возникновения состояний «чистого» мышления, иными словами переход школьника в абсолютное пребывание мысли. На таких уроках новое знание не дается учащимся в готовом виде. Они должны получить его сами.
Назначение урока-настроения состоит в том, чтобы создать условия для пробуждения некоторой совокупности переживаний у ребенка. При этом настроение понимается как глубинная совокупность переживаний, направленная на личностный смысл жизни детей.
На этом уроке у обучающегося должен сложиться художественный образ эпохи, ее эстетическое восприятие, личностно-смысловое переживание тождества идеалов, тождества жизни современной и людей изучаемой эпохи. Урок-настроения должен начинаться с нравственных и эстетических впечатлений жизни и, пройдя через критерии эстетических и этических идеалов и переживаний прошлого, должен возвратить детское сознание заново в реальность человеческих отношений, но уже с опытом конкретной исторической эпохи. Поскольку количество часов, отведенных на изучение уроков истории весьма ограничено, то уроки такого типа приходится проводить в рамках внеклассных мероприятий.
Уроки самостоятельного действия призваны создать максимальное проявление детской самостоятельности. Такие уроки проходят в форме трехступенчатых семинаров, практических и лабораторных работ, круглых столов, ролевых игр. На таких уроках широко применяются всем известные нам современные методы проектной деятельности, элементы технолгии сотрудничества, интерактивные методы, методы кейса, игровые технологии, средства ИКТ и др. В рамках изучения каждой темы таких уроков может быть несколько.
Урок актуализации и рефлексии является предпоследним в рамках каждой темы и призван создать условия для актуализации приобретенных знаний и пробуждения сознания школьников к рациональной рефлексии над проблемами современной актуальной действительности и к рефлексии личностно-смысловых отношений. Суть рефлексии второго направления – это обращение к пониманию судьбы персон культуры и собственного смысла жизни.
- таких уроках происходит образно-символическое обобщение темы, например Георгиевская ленточка, как символ победы и единения всего народа в годы тяжелых испытаний, предметная актуализация (схематика этапов ВОВ, карта), предметная персонификация - вскрытие конфликтов идеалов эпохи (самоотверженность, любовь к Родине, самопожертвование, патриотизм и др.) и современные взгляды на эту эпоху (попытки западных историографов переписать историю ВОВ), создание таких условий, чтобы ребенок смог выразить, заглядывая в свои сердце и душу, отношение к личностному смыслу жизни посредством войны.
Урок развивающего контроля является заключительным в рамках каждой темы. Это контрольный урок, на котором обучающиеся выполняют контрольные тестовые задания. Особенностью таких уроков является то, что на них создаются условия для самоанализа и самооценки обучающимися собственной работы и своих знаний.
Полный текст статьи - скачать
|