При изучении новых явлений, понятий на уроках истории и обществознания мною применяется метод образно-символической ассоциации. Новизна метода заключается в том, что сущность и смысл новых явлений и понятий обучающиеся познают самостоятельно посредством ассоциативно-символического и логического мышления с опорой на свой собственный личностный опыт. Данный метод по своей сути универсален, поскольку его может использовать любой педагог и на любых учебных предметах при изучении новых тем.
Очень часто обучающиеся испытывают трудности при изучении новых явлений и понятий. Ведь, как правило, с этими явлениями и понятиями они прежде в своей жизни не сталкивались, и соответственно понять смысл, сущность нового материала становится очень сложно. Безусловно, каждый учитель на своем предмете пытается объяснить это новое с опорой на личностный опыт учащихся, приводя примеры из жизни. Но гораздо эффективнее процесс познания будет осуществляться в ходе самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся.
Структура метода образно-символической ассоциации представлена следующими этапами:
- Создание ассоциативного ряда.
- Ассоциативно-символическое мышление.
- Логическое мышление.
- Самостоятельное творчество детей.
Первый этап представляет собой условия, в которых детское сознание абстрагируется от окружающей действительности и погружается в процесс познания сущности изучаемого явления, понятия. При этом аспекты нового, их сущностная сторона постигаются посредством детских ассоциаций к ряду предложенных учителем понятий.
На втором этапе перед детьми раскрывается образ изучаемого явления, понятия при помощи символов, тем самым создаются условия обращенности детского сознания к собственному бытийно-символическому опыту. С опорой на схему, карту, учебный текста или иной учебный материал учащимся предлагается решить поставленную перед ними проблему. Представленные символы при этом не исчезают с поля зрения обучающихся, а включаются в ассоциативно-символический мыслительный процесс.
На этапе логического мышления учащимся предлагается сформулировать определение изучаемого явления или понятия. При этом сознание учащихся, подготовленное ассоциациями, символами и игровыми действиями учителя готово к тому, чтобы сделать это самостоятельно.
Последний четвертый этап представляет собой создание условий, в которых дети самостоятельно творят свои символы к изучаемому явлению, понятию.
Оригинальность данного метода состоит в том, что при изучении нового материала всегда присутствует некая интрига, которую учащиеся раскрывают в процессе изучения нового материала. Интрига возникает на первом этапе, когда учащимся предлагается привести ассоциации к словам (дети в этот момент пытаются понять, как связан ряд предложенных для ассоциаций слов с тем, что они будут изучать сегодня на уроке) и на втором этапе, когда перед учениками появляются неожиданные предметы, символы, неожиданные вопросы учителя, которые каким-то образом связаны с новыми понятиями, явлениями. Нестандартные условия изучения нового материала, где ученики становятся не объектами, которым учитель дает готовые знания, а субъектами, которые самостоятельно их добывают, возможность самореализовать себя на творческом этапе способствуют более прочному и глубокому осмыслению новой темы на уроке. Кроме того, на всех этапах дети включены в активную мыслительную деятельность.
Представленный выше метод позволяет успешно решать задачи, стоящие перед учителями в рамках внедрения ФГОС в образовательный процесс, поскольку в основе нового системно-деятельностного подхода лежат такие дидактические принципы, как принципы деятельности, творчества, согласно которому учащиеся получают знания не в готовом виде, а добывают их сами.
Результаты использования данного метода при изучении нового материала выражаются в следующем:
- Повышенная мотивация учащихся к изучению нового материала.
- Глубокое понимание и осмысление учащимися новых явлений и понятий.
- Умение самостоятельно объяснить сущность изучаемых понятий, явлений, событий.
- Связь приобретенных знаний с жизнью.
- Повышение качества знаний по предмету.
Непосредственно перед разработкой настоящего метода был изучен опыт доктора педагогических наук, профессора и заслуженного учителя РФ Шогана В.В.
Скачать Методическую разработку
|