Понедельник, 06.05.2024, 04:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Страницы истории

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Метод ассоциативно-символического образа при изучении новых понятий, явлений

При изучении новых явлений, понятий на уроках истории и обществознания мною применяется метод образно-символической ассоциации. Новизна метода заключается в том, что сущность и смысл новых явлений и понятий обучающиеся познают самостоятельно посредством ассоциативно-символического  и логического мышления с опорой на свой собственный личностный опыт. Данный метод по своей сути универсален, поскольку его может использовать любой педагог и на любых учебных предметах при изучении новых тем.

Очень часто обучающиеся испытывают трудности при изучении новых явлений и понятий. Ведь, как правило, с этими явлениями и понятиями они прежде в своей жизни не сталкивались, и соответственно понять смысл, сущность нового материала становится очень сложно. Безусловно, каждый учитель на своем предмете пытается объяснить это новое с опорой на личностный опыт учащихся, приводя примеры из жизни. Но гораздо эффективнее процесс познания  будет осуществляться в ходе самостоятельной мыслительной  деятельности обучающихся.

Структура метода образно-символической ассоциации представлена следующими этапами:

  1. Создание ассоциативного ряда.
  2. Ассоциативно-символическое мышление.
  3. Логическое мышление.
  4. Самостоятельное творчество детей.

Первый этап представляет собой условия, в которых  детское сознание абстрагируется от  окружающей действительности и погружается в процесс познания сущности изучаемого явления, понятия. При этом аспекты нового, их сущностная сторона постигаются посредством детских ассоциаций к ряду предложенных учителем понятий.

На втором этапе перед детьми  раскрывается образ  изучаемого явления, понятия при помощи символов, тем самым создаются условия обращенности детского сознания  к собственному бытийно-символическому опыту. С опорой на  схему, карту, учебный текста  или иной учебный материал учащимся предлагается решить поставленную перед ними проблему.  Представленные символы при этом не исчезают  с поля зрения обучающихся, а включаются в ассоциативно-символический мыслительный процесс.

На этапе логического мышления учащимся предлагается сформулировать определение изучаемого явления или понятия. При этом сознание учащихся,  подготовленное ассоциациями, символами и игровыми действиями учителя готово к тому, чтобы сделать это самостоятельно.

Последний четвертый этап представляет собой создание условий, в которых дети самостоятельно  творят свои символы к изучаемому явлению, понятию.

Оригинальность данного метода состоит в том, что при изучении нового материала всегда присутствует некая интрига, которую учащиеся раскрывают в процессе изучения нового материала. Интрига возникает на первом этапе, когда учащимся предлагается привести ассоциации к словам (дети в этот момент пытаются понять, как связан ряд предложенных для ассоциаций слов с тем, что они будут изучать сегодня на уроке) и на втором этапе, когда перед учениками появляются неожиданные предметы, символы, неожиданные вопросы учителя, которые каким-то образом связаны с  новыми понятиями, явлениями. Нестандартные условия изучения нового материала, где ученики становятся не объектами, которым учитель дает готовые знания, а субъектами, которые самостоятельно  их добывают, возможность  самореализовать себя на творческом этапе способствуют более прочному и глубокому осмыслению новой темы на уроке. Кроме того, на всех этапах дети включены в активную мыслительную деятельность.

Представленный выше метод позволяет успешно решать задачи, стоящие перед учителями  в рамках внедрения ФГОС в образовательный процесс, поскольку в основе нового системно-деятельностного подхода лежат такие дидактические принципы, как принципы деятельности, творчества, согласно которому учащиеся получают знания не в готовом виде, а добывают их сами.

Результаты использования данного метода при изучении нового материала  выражаются в следующем:

  • Повышенная мотивация учащихся к изучению нового материала.
  • Глубокое понимание и осмысление учащимися новых явлений и понятий.
  • Умение самостоятельно объяснить  сущность изучаемых понятий, явлений, событий.
  • Связь приобретенных знаний с жизнью.
  • Повышение качества знаний по предмету.

Непосредственно перед  разработкой  настоящего метода был изучен опыт доктора педагогических наук, профессора и заслуженного  учителя РФ Шогана В.В.

Скачать Методическую разработку

 
   
Категория: Мои статьи | Добавил: Мария (13.10.2015)
Просмотров: 565 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz